муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. Своевременное овладение речью —  залог успешного обучения в школе. Речь не дается человеку с рождения, речевые навыки формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. Произношение слов – это конечный результат слаженной работы слухового анализатора и моторного аппарата (речедвигательного и дыхательного) при активном участии нервной системы. Ребенок овладевает речью путем подражания. Для становления речи необходим не только слух, но и фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух позволяет слышать звуки родного языка. Его формирование заканчивается к 2,5 годам.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки в последовательности, воспроизводить эту последовательность, определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие формируется к 4 годам.

Если у ребенка по каким-либо причинам не сформированы фонематические процессы, ребенок слышит близкие по звучанию звуки одинаково (б как п, с как з, р как л и т.д.) и соответственно произносит их неправильно, лексическое понимание речи искажено (коса воспринимается как коза, почка как бочка и т. д.). В дальнейшем, если не заниматься фонематическим развитием, ребенку будет трудно научиться читать, а в последствии и писать он будет с ошибками.

Вот почему так важно следить за своевременным формированием фонематических процессов. Для этого можно использовать простые игры. Они не требуют большой подготовки и не занимают много времени. Главное, их нужно проводить регулярно, последовательно усложняя содержание заданий, одновременно учитывая навыки детей.

Можно поиграть с ребенком в такие игры.

«Поймай звук». Взрослый медленно называет ряд звуков. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук.

«Повтори за мной» Взрослый называет слоги с близкими по звучанию звуками: да-та-да, ба-па- ба, га-ка-га и т.д. Ребенок как можно точнее должен повторить группы слогов.

«Внимательные ушки» Взрослый называет правильно и неправильно слова. На правильное произношение ребенок должен подать условный сигнал: топнуть, хлопнуть.

Слова:

«Груша»: глюся, гмуша, груша, глуша, гуйша, груша

«Шапка»: сапка, фапка, хапка, шапка, сяпка, жапка

«Назови первый звук в словах» Взрослый называет слова, выделяя голосом первый ударный гласный: аист, осы, утка, ухо, эхо. Затем слова с первым согласным звуком.

«Назови последний звук в слове» Слова: дом, лук, волк, камыш, плащ, барабан.

«Определи место звука в слове» Взрослый просит определить, где находится звук в слове. В начале, конце или середине слова.

«Назови соседей звука» Слова для этой игры используются из 3- 4 звуков.

Вопросы ребенку:

— назови первый звук в слове «суп»

—  какой звук живет за звуком «с»

— какой звук слышишь за звуком «у»

«Составь слово из звуков» Взрослый называет отдельно звуки «м», «а», «к». Какое слово можно составить из этих звуков?

Игры на развитие фонематических процессов способствуют формированию предпосылок грамотности. Ребенок не будет испытывать трудности при обучении чтению и письму.